Контакты

Деканат:

(8-017) 327-80-09 (деканат, дневная форма)

(8-017) 327-80-27 (деканат, заочная форма)

(8-017) 200-84-85 (декан)

(8-017) 327-79-66 (заместители декана)


E-mail:   filfak@bspu.by 


Кафедры:

Кафедра языкознания и лингводидактики

(8-017) 327-80-44 

Кафедра белорусской и зарубежной литературы

(8-017) 327-78-14 

(8-017) 327-79-14

Кафедра иностранных языков

(8-017) 327-75-46  

(8-017) 200-95-61 



Мы на карте:

События

Преддипломная педагогическая практика: впечатления и приобретенный опыт

2020-11-03

Закончилась преддипломная педагогическая практика у студентов 4 курса филологического факультета. На протяжении 6 недель на базе различных учреждений образования будущие учителя получали бесценный опыт перед первыми самостоятельными шагами в педагогической профессии.    

Студентов-практикантов Анну Аладко, Алтын Гараханову, Елизавету Германович, Хаджы Гылычмедова, Айдженнет Тайлыеву, Нурану Тайлыеву, Вейиса Шириева под руководством методиста доцента кафедры белорусской и зарубежной литературы Т.П. Хомич принимала в своих стенах гимназия № 2 г. Минска

О своих впечатлениях и приобретенном опыте на уроках русской литературы рассказывает студентка 310417 группы Германович Елизавета:

– Самым ценным сокровищем для нас в гимназии стала Бирина Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы, которая в 2011/2012 учебном году была удостоена гран-при городского конкурса «Панорама образовательных инновационных практик «Академия урока 2012». Вы можете сказать, что это громкие слова и что многие учителя с большим стажем удостоены наград, однако я с легкостью поспорю на эту тему!

У каждого преподавателя, безусловно, свой стиль проведения уроков, подачи материала, свои методы и приемы, которые базируются на классике. Но далеко не все преподаватели могут вложить «частичку своего стиля», свои самые действенные приемы в кого-то другого, а вот Светлана Александровна смогла!

Вот только самое интересное, что мы, студенты-практиканты, смогли почерпнуть у опытного учителя:

  1. Итоги этапа урока. Невероятно важно подводить итоги не только всего урока, но и его этапов. На уроках Учителя мы увидели волшебство: учащиеся от мала до велика знают, для чего они выполняют то или иное упражнение, они выстраивают свой путь достижения цели. Мы здесь говорим не о бездумном (к сожалению, зачастую это так) выполнении заданий, а о целенаправленном действии детей и подростков! Вы можете себе это представить?

Просто ли это? Просто ли создать такое действие во время своих уроков? Конечно, нет. Это не происходит за урок, за десять уроков, даже за всю четверть. Светлана Александровна выстраивает это действие на протяжении нескольких лет. Так как Светлана Александровна работает с детьми с 5-го класса до самого выпуска, мы смогли на практике увидеть развитие этого приёма работы. В 5-м классе Учитель учит детей размышлять, задавать себе и другим вопросы, развивая тем самым аналитический подход к любому действию, а уже в 9-м классе учащиеся самостоятельно подводят итоги. А как прекрасно этот навык помогает выстраивать свои мысли на уроках по русской литературе!

  1. Использование наглядности. Это, конечно, традиционная история, не так ли? Многие гуру педагогической профессии пытаются нам объяснить важность этого, так вот это действительно важно.

Использовать наглядность нужно осторожно. Очень важно «не спугнуть» воображение учащихся. Давайте разберем на примере. В 5-м классе на уроках русской литературы дети изучают сказку «О мертвой царевне и о семи богатырях». Существует множество мультипликационных экранизаций этого произведения, но показывать их сразу нельзя. Почему важно прочитать произведение? Ведь именно на стадии чтения того или иного произведения в нашем сознании формируются образы, что способствует развитию творческого мышления. И вот представьте, например, на первом уроке знакомства со сказкой вы показываете отрывок мультфильма. На этом моменте у детей фиксируются образы, которые при чтении сказки, как правило, сохраняются. Кем же выступаете вы? Безусловно, расхитителями детского воображения.

Так как же можно использовать наглядность без вреда для творческого мышления детей? Очень просто: во-первых, оставьте этот приём для 2-го, а лучше и 3-го урока (если таковой имеется); во-вторых, пускайте элементы наглядности параллельно. Например, дети читают сказку по ролям, а на заднем фоне, если позволяет обеспечение класса, включите без звука видео так, чтобы оно как будто сопровождало чтение ребят. Работает прием великолепно! И это мы еще не затрагиваем творческие задания, которые просят проиллюстрировать героев и эпизоды, воспроизвести отрывок с помощью подручных средств, устроить дебаты на тему характеров героев… В общем, тут целое поле для развития творческого мышления, где вы выступите проводником, а не вредителем!

Этот приём мы переняли также у Светланы Александровны Бириной, за что ей огромное спасибо!

  1. Опережающие задания. Этот вид задания давным-давно распространен в образовательном пространстве, но вот его реализация, конечно, часто хромает.

Например, опережающим заданием может стать подготовка доклада по биографии того или иного писателя (русская литература) или использования редких слов-исключений (русский язык). Вроде бы, кажется, обычное дело, однако реализация… Это задание может стать командным, тогда оно потребует больше времени на подготовку, задействует и коммуникативные навыки, и лидерские навыки, и деление команды на креаторов, исполнителей, лидера. С этим приёмом можно и следует работать, однако предварительно необходимо обучить ребят. Здесь нужно учитывать и психологические факторы каждого ребенка и работы в команде, то есть учитель, который использует такую форму работы, безусловно, должен уметь это организовать.

Что интересного мы увидели на уроках Светланы Александровны? Её ученики не боятся выступать, делая это за трибуной! Вы представляете? Некоторые дети даже родителям не могут рассказать о том, что их беспокоит, а тут трибуна! Не многие студенты и преподаватели спокойно себя чувствуют, выступая на большую аудиторию, а тут одиннадцатилетний ребенок! Это, конечно, волшебно!

Для меня и моих однокурсников преддипломная практика стала примером того, как нужно тянуться к идеалу, всегда учиться, сталкиваясь с трудностями, не убегать, а шаг за шагом их преодолевать! И как здорово, что нас окружают настоящие Профессионалы своего дела!