Делимся первым педагогическим опытом: Аудиосредства на уроках русского языка
Аннагылыджов Шатлык (3 курс)
ГУО «Средняя школа №138» г. Минска
Мы, в том числе и наши ученики, воспринимаем действительность посредством органов чувств. Поэтому психологи делят нас на визуалов, аудиалов, кинестетиков или дискретов. Так, у визуалов ведущий канал восприятия органы зрения. Аудиалы в основном получают информацию посредством слуха. Кинестетики воспринимают большую часть информации через объяснение, осязание, движения. Дискреты – через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов.
Мы привыкли повторять, что современное поколение детей – поколение визуалов. Означает ли это, что учитель для получения успешного результата должен обращать внимание только на визуальный канал обучаемых? Конечно, нет, ведь, кроме зрения, ведущим каналом в процессе обучения является и слух, и движение.
Содержание обучения связано в первую очередь с информацией и методами познания. Сегодня многие учителя используют в своей педагогической деятельности мультимедийные презентации, содержащие текстовую, графическую информацию. Значительно реже используют звуковое сопровождение. Возможности аудиосредств не заслужено забыты. Вместе с тем, как доказали психологи, наилучшие результаты в обучении дает комбинированное воздействие визуальной и аудиальной информаций, так как органы зрения и слуха увеличивают коэффициенты раздражителей, воздействуют на долговременную память.
При условии, что оба эти способа передачи информации используются одновременно, ученик воспринимает больше информации. Об этом нам говорили на занятиях. Я же решил попробовать использовать аудиосредства во время практики на уроках русского языка в 6 классе по темам «Краткая форма имен прилагательных»
и «Склонение имен прилагательных»
Мной были использованы аудиозаписи с визуальными эффектами, содержащие правила-инструкции и примеры на этапе объяснения нового материала. Как показал опыт, эффективность запоминания нового материала повышается, если обучающие в начале слушают аудиозапись и воспринимают информацию на слух, а потом читают учебный материал из учебника и воспринимают зрительно.
Ученики, воспринимающие информацию с помощью аудиовизуальных средств, находятся под воздействием мощного потока необычной подачи информации, создающей необходимую эмоциональную основу. Участвующие в процессе восприятия зрительные и слуховые анализаторы способствуют получению более полных и точных представлений об изучаемых вопросах. Аудиовизуальные средства с успехом решают эту задачу, способствуя превращению языка абстракций в живое средство общения.